Статьи / ОБВОДНЫЙ КАНАЛ
Наименование
ОБВОДНЫЙ КАНАЛ
 
Текст
ОБВОДНЫЙ КАНАЛ, соединяет р. Неву выше Александро-Невской лавры и р. Екатерингофку. В О. к. впадают рр. Монастырка и Волковка. Длина – 8,08 км, наиб. ширина – 64 м, наиб. глубина – 3,8 м. Средний расход воды – 15,0 куб. м/с. Название связано с расположением канала на прежней границе СПб. («обводил» город с юга). В 1769–1780-х прорыт участок канала (с оборонительным валом) от Екатерингофки до Лиговского канала (проект арх. А.В. Квасова). В 1803-04 построенную часть О. к. соединили с Фонтанкой Введенским каналом (засыпан в 1967-71). С 1804 началась прокладка восточного участка О. к., расширение и углубление старого русла. Строительство, прерванное Отечественной войной 1812 г., возобновилось в 1816-21 и закончено в 1829-33 под руководством инж. П. П. Базена. О. к. использовался как водный транспортный путь для перевозки грузов в обход центра города от морского порта в речной, находившийся на Неве близ Александро-Невской лавры. В 1840-е в восточной части О. к. был прорыт Г-образный бассейн (ковш О. к., он же Французский ковш) для захода речных судов. По каналу также осуществляли сплав леса. По берегам О. к. возникли промышленные предприятия, и со второй половины XIX в. он фактически превратился в открытый коллектор сточных промышленных вод. Судоходство по О. к. прекратилось в нач. XX в. из-за увеличения осадки судов. Через О. к. перекинуты 19 автомобильных и пешеходных мостов (Шлиссельбургский, Атаманский, Предтеченский, Ново-Каменный, Боровой, Ипподромный, Рузовский, Можайский, Газовый, Масляный, Ново-Московский, Варшавский, Балтийский, Ново-Петергофский, Краснооктябрьский, Таракановский, Борисов, Ново-Калинкин, Степана Разина); два железнодорожных: Николаевский (комплекс из пяти мостов, два из которых известны как «американские»; ныне реконструируется), Царскосельский (также сохранился заброшенный в последние годы железнодорожный путь в составе Шлиссельбургского моста). Набережные О. к. – одна из главных грузовых автомагистралей современного СПб., в их облике доминируют производственные и транспортные сооружения. В 1930-60-е проводилась реконструкция берегов О. к. Во второй пол. XX в. обсуждался вопрос о засыпке канала. В 1970-е рассматривался проект создания нового южного Обводного канала, соединяющего Неву (выше Володарского моста) с Финским заливом (южнее Автово, примерно по трассе речки Красненькой), минуя основную городскую территорию. В наст. время проводится масштабная реконструкция О. к. с полной заменой 5 железнодорожных мостов. Через Французский ковш планируется построить новый мост для сквозного проезда автотранспорта по южной набережной О. к., а на берегу – спортивно-развлекательный центр с использованием акватории ковша для стоянки маломерных судов. В целом фабрично-заводскую застройку XVIII–XIX вв. южного берега О. к. планируется превратить в общественно-деловую, торговую и гостиничную зоны.
Лит.: Яковлев Н. А. Обводный канал в Ленинграде и проблема его архитектурно-планировочной реконструкции. Л., 1958.
А. Ю. Чистяков
 

Библиография

Источник библиографии
Обводный канал в Ленинграде и проблема его архитектурно-планировочной реконструкции. Л.
 
Является сочинением
Источник библиографии
Сайт «Обводный канал в Санкт-Петербурге».
 
Является сочинением

Предметные ссылки

Имя предмета
Автово
 
Имя предмета
Александро-Невская лавра
 
Имя предмета
Варшавский мост
 
Имя предмета
Володарский мост
 
Имя предмета
Газовый мост
 
Имя предмета
Калинкины мосты
 
Имя предмета
Мосты
 
Имя предмета
Ново-Каменный мост
 
Имя предмета
Ново-Московский мост
 
Имя предмета
Ново-Петергофский мост
 
Имя предмета
Шлиссельбургский мост
 
Источник