Статьи / Мосты
Мосты через Мойку и Крюков каналМучной мост через канал ГрибоедоваМосты через Обводный канал.Кронверкский мостКрасноармейский мост через ФонтанкуМосты через р. Фонтанку.Театральный и Мало-Конюшенный мосты
Наименование
Мосты
 
Текст
МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной. Эксплуатацией трансп. и пешеходных М. занимается Мостотрест, на балансе к-рого в 2003 - 400 М., из них 326 трансп. и 74 пешеходных; эксплуатацией ж.-д. М. - Окт. ж. д., проектированием М. - ин-ты "Ленгипроинжпроект", "Стройпроект", "Трансмост"; стр-вом и реконструкцией - пр-тия Мостострой-6, Ленмостострой, Мостоотряд № 19, "Ризалит", "Пилон", "Специалист". 1-й М. в СПб. - Иоанновский мост, соединявший Городской и Заячий о-ва. Позднее через многочисл. водотоки стали строить дерев. балочные, свайные, разводные, наплавные М. 1-й М. через Б. Неву был наведен в 1727 (см. Исаакиевский мост). К 1740 в СПб. было ок. 40 М. Ведущий мостостроитель - мастер X. ван Болес. В 1760-1800-х гг. велось широкомасштабное стр-во кам. набережных и М. Первыми в кон. 1760-х гг. были сооружены Прачечный, Верхне-Лебяжий, Эрмитажный, затем Казанский и Каменный М. В 1780-х гг. возведены 7 типовых разводных М. через р. Фонтанку со строгими монумент. башнями: Аничков, Обуховский, Старо-Калинкин, Измайловский, Семеновский, Симеоновский (ныне Белинского) и Чернышев (ныне Ломоносова) (позднее неоднократно перестраивались). В 1797-1800 построен Трехчастный мост на Воскресенском кан. Все они относятся к шедеврам мостового зодчества. М. на кам. опорах были сооружены на Крюковом кан. Ведущие мостостроители этого периода - Ю. М. Фельтен, Т. И. Насонов, В. И. Назимов, И. Н. Борисов, Ф. В. Бауэр, П. К. Сухтелен, К. Ф. Модерах, И. К. и Ф. И. Герарды. Первые жел. М. появились в 1780-90-х гг. в Царском Селе и Таврическом саду. С 1806 до 1840-х гг. в СПб. построено 16 чугунных арочных М.: 12 тюбинговых из пустотелых ящиков-клиньев (Полицейский, Александровский, Красный, Поцелуев, Синий, Театральный, 1-й Инженерный, Певческий, Конюшенные и др.) и 4 ребристых (Сальнобуянский, мост в Михайловском саду, Глухой мост через Адмиралтейский кан., 3-пролетный М.-плотина на р. Охте). В 1823-29 сооружено 8 висячих цепных М.: Екатерингофский, Пантелеймоновский, Египетский, Почтамтский, Банковский, Львиный и 2 мостика на Безымянном ручье. Их создатели - инж. В. И. Гесте, П. П. Базен, В. К. Треттер, Е. А. Адам. В 1843-50 построен 1-й пост. М. через Б. Неву (см. Лейтенанта Шмидта мост). В 1837 появился первый ж.-д. М. на Обводном кан., его дерев. арки на кам. устоях повторяли конструкцию обычных трансп. М. К 1809 число М. достигло 102, к 1838 - 157, к 1863 - 181. В 1841 построен 1-й трансп. жел. арочный Ново-Никольский мост (см. в ст. Никольские мосты), в 1857 - 1-й балочный со сплошными стенками - Семеновский мост. С 1870-х гг. началось стр-во металлич. М. с 2-шарнирными арками (Варшавский, Поцелуев) и сквозными фермами (2-й Садовый) под конку. В 18-19 вв. наряду с пост. М. действовали и наплавные М.: Троицкий наводился до 1903, Исаакиевский до 1916. В 1879 вступил в строй 2-й пост. М. через Неву - Литейный мост. В нач. 20 в. через Неву и Б. Неву построены М.: Троицкий, Большеохтинский, Дворцовый, Финляндский ж.-д. (см. о них статьи). Ведущие мостостроители - инж. С. В. Кербедз, А. Е. Струве, Н. А. Белелюбский, Г. Г. Кривошеин, А. П. Пшеницкий, В. П. Апышков. В 1920-30-х гг. строилось много монолитных жел.-бетон., в осн. арочных, М., среди них - Ново-Кирпичный, Кашин, Обуховский. В 1936 открыт 1-й жел.-бетон. М. через Неву - Володарский мост. Ведущие мостостроители: инж. Г. П. Передерий, Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева, арх. К. М. Дмитриев, Л. А. Носков. В нач. блокады 1941-44 ряд М. был подготовлен к взрыву. Разводка М. осуществлялась только по спец. указанию Штаба мор. обороны Л. В 1940-50-х гг. строились преим. металлич. М.: Свободы, Биржевой, Ушаковский, Египетский; затем вновь жел.-бетонные (балочно-неразрезных, консольных, рамных и рамно-подвесных систем): Александра Невского мост, Тучков, Комаровский, Банный, М. через pp. Смоленку, Волковку, Черную. В 1969 появился 1-й М. из алюминия - Коломенский. Сооружен ряд М.-теплопроводов с высокими архит. достоинствами (Итальянский, Английский, Сенной). Самый широкий гор. М. - Синий (шир. 97,3 м), затем Казанский (95 м) и Певческий (72 м), самый протяженный - М. Александра Невского (дл. 905,7 м с пандусами). С Троицкого и Пикалова М. видно сразу по 7 др. М. С нач. 20 в. значит. внимание уделялось реставрации старых М. (арх. Л. А. Ильин). В 1940-60-х гг. эту традицию продолжили гл. инж. Ленмостотреста П. П. Степнов, нач. Гос. инспекции по охране памятников Н. Н. Белехов, А. В. Победоносцев и др. Ряд М. охраняется гос-вом.

Лит.: Кочедамов В. И. Проекты первого постоянного моста на Неве // Архитектурное наследство. М.; Л., 1953. [Сб.] 4. С. 189-220; Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Там же. 1955. [Сб.] 7. С. 143-156; Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. Л.; М., 1958; Его же. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. Л.; М., 1959. [Сб.] 9. С. 209-220; Тумилович В. Е., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. М., 1963; Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971; По рекам и каналам Ленинграда: Путеводитель. Л., 1973; Мосты повисли над водами / Авт.-сост. Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин. 2-е изд. Л., 1977; Захаров О. Н. Архитектурные панорамы невских берегов. Л., 1984; Бунин М. С. Мосты Ленинграда: Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Л., 1986; Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов; Авт. текста Ю. В. Новиков. Л., 1991; Антонов Б. И. Мосты Петербурга. СПб., 2002.

Д. Ю. Гузевич, С. З. Супоницкий, Н. М. Козловская.
 

Библиография

Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением

Предметные ссылки

Имя предмета
Аничков мост
 
Имя предмета
Банковский мост
 
Имя предмета
Белинского мост
 
Имя предмета
Блокада 1941-44
 
Имя предмета
Большеохтинский мост
 
Имя предмета
Варшавский мост
 
Имя предмета
Володарский мост
 
Имя предмета
Египетский мост
 
Имя предмета
Египетский мост
 
Имя предмета
Зеленый мост
 
Имя предмета
Измайловский мост
 
Имя предмета
Исаакиевский мост
 
Имя предмета
Итальянский мост
 
Имя предмета
Казанский мост
 
Имя предмета
Калинкины мосты
 
Имя предмета
Каменный мост
 
Имя предмета
Конюшенные мосты
 
Имя предмета
Красный мост
 
Имя предмета
Ломоносова мост
 
Имя предмета
Львиный мост
 
Имя предмета
Никольские мосты
 
Имя предмета
Обуховский мост
 
Имя предмета
Обуховский мост
 
Имя предмета
Пантелеймоновский мост
 
Имя предмета
Певческий мост
 
Имя предмета
Поцелуев мост
 
Имя предмета
Почтамтский мост
 
Имя предмета
Прачечный мост
 
Имя предмета
Сампсониевский мост
 
Имя предмета
Семеновский мост
 
Имя предмета
Семеновский мост
 
Имя предмета
Сенной мост
 
Имя предмета
Синий мост
 
Имя предмета
Театральный мост
 
Имя предмета
Тучков мост
 
Источник
Энциклопедический словарь Петербурга
 

Упоминается в статьях