Наименование
Нарвские Триумфальные ворота, памятник
Текст
Адрес: Стачек пл.
Архитектор: Стасов Василий Петрович (1769-1848)
Кваренги Джакомо (1744-1817)
Скульпторы: Демут-Малиновский Василий Иванович (1779-1846)
Пименов Степан Степанович (1784-1833)
Клодт Петр Карлович (1805-1867)
Крылов Михаил Григорьевич (1786-1846)
Токарев Николай Андреевич (1787-1866)
Леппе Иван
Открыты временные деревянные ворота по проекту Д. Кваренги в 1814 г.
Открыты 17 августа 1834 г.
Материалы: кирпич — основной архитектурный объем; медь листовая — облицовка ворот; медь, выколотка — скульптурный декор; бронза золоченая — литеры; гранит кованый — цоколь; черницкий камень — ступени.
Надписи: накладными литерами на аттике южной стороны в центре: Победоносной Российской императорской Гвардии / Признательное отечество в 17 д: Августа, 1834. / \/ictricibus Rossicis Legion. Imp. Corp. Custod. / Crata Patria.D. XVII. M. Aug. An. MDCCCXXXIV;
слева: Кульм. /Лейпциг; справа: Ф.Шампенуаз. /Париж”;
над аркой: Повелением Александра Перваго;
на пилоне слева от арки: Полки / Императорской Гвардии / Конница: / Кавалергардский. / Конный. / Кирасирский. / Конная артиллерия;
на пилоне справа от арки: Полки / Императорской Гвардии / Конница: / Драгунский. / Гусарский. / Уланский. / Козачий;
на аттике северной стороны в центре повторена надпись южной стороны; слева:Бородино. / Тарутино; справа: М:Ярославец. / Красное;
на пилоне слева от арки: Полки / Императорской Гвардии / Пехота: / Преображенский. / Семеновский. / Измайловский. / Егерский / Артиллерийская бригада;
на пилоне справа от арки: Полки / Императорской Гвардии / Пехота: / Литовский. / Гренадерский. / Павловский. /Финляндский. /Морской экипаж;
на арке с внутренней стороны слева: Сооружены значительным денежным соучастием; справа: Командовавшаго Гвардейским Корпусом Генерала Ф.Уварова;
на торце слева: Начаты / 26 авг. 1827 го;
справа: Открыты / 17 авг. 1834 го.
Для встречи российской гвардии, возвращавшейся из Парижа после победоносного завершения военной кампании 1813—1814 гг., решено соорудить триумфальную арку у въезда в столицу. Деревянные триумфальные ворота, представляющие собой по замыслу архитектора Д. Кваренги вариацию на тему арки Тита в Риме, были поставлены на Петергофской дороге (несколько севернее городской заставы). Скульптурный декор ворот из гипса выполнен по моделям И.И. Теребенева. Сооружение было завершено к 30 июля 1814 г. Исполненные из недолговечных материалов, триумфальные ворота довольно скоро начали ветшать. По инициативе петербургского дворянства решено выполнить ворота в постоянном материале. Император Александр I распорядился для сооружения ворот использовать 400 тысяч рублей, завещанных генералом Ф. П. Уваровым на памятник в честь Гвардейского корпуса.
Первоначально предполагалось повторить проект Д. Кваренги на месте старых городских ворот, лишь увеличив ширину пролета. Но в 1827 г. архитектор В. П.Стасов создает новый проект, существенно отличающийся от арки Кваренги как по размерам и пропорциям, так и характеру монументально-декоративного оформления.
Однопролетная 12-колонная арка увенчана Колесницей Победы с шестеркой коней (скульпторы П. К. Клодт, С. С. Пименов). На аттике ворот — 8 крылатых Гениев Славы и Победы (скульпторы М. Г. Крылов, Н. А. Токарев), у подножия пилонов — 4 изваяния русских витязей (скульпторы С.С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский).
Торжественная закладка памятника состоялась 17 августа 1827 г. в годовщину Бородинской битвы. Длительное время обсуждался вопрос, в каком материале создавать триумфальные ворота. 21 мая 1830 г. утверждено предложение В. П. Стасова о сооружении их из кирпича с облицовкой медными листами и установкой на гранитном цоколе. Скульптурный декор выполнен из листовой меди.
В 1879—1881 гг. проводилась реставрация медного покрытия ворот, скульптуры, окон, дверей, внутренних помещений. В 1888 г. внутренние помещения в аттике были приспособлены для размещения архива, сгоревшего в 1918 г.
В 1987 г. после капитальной реставрации в помещении аттика Государственным музеем городской скульптуры была открыта музейная экспозиция «Нарвские Триумфальные ворота».
Общая высота ворот — 31 м, ширина ворот — 22 м, ширина торцевой стороны ворот — 7 м, диаметр колонн — 1,4 м, высота колесницы со статуей Победы — 7,6 м, высота статуи Победы — 5,1 м, высота коней — 4,5 м, высота воинов — 4,1 м, высота постаментов под фигурами воинов — 1,45 м.
Архитектор: Стасов Василий Петрович (1769-1848)
Кваренги Джакомо (1744-1817)
Скульпторы: Демут-Малиновский Василий Иванович (1779-1846)
Пименов Степан Степанович (1784-1833)
Клодт Петр Карлович (1805-1867)
Крылов Михаил Григорьевич (1786-1846)
Токарев Николай Андреевич (1787-1866)
Леппе Иван
Открыты временные деревянные ворота по проекту Д. Кваренги в 1814 г.
Открыты 17 августа 1834 г.
Материалы: кирпич — основной архитектурный объем; медь листовая — облицовка ворот; медь, выколотка — скульптурный декор; бронза золоченая — литеры; гранит кованый — цоколь; черницкий камень — ступени.
Надписи: накладными литерами на аттике южной стороны в центре: Победоносной Российской императорской Гвардии / Признательное отечество в 17 д: Августа, 1834. / \/ictricibus Rossicis Legion. Imp. Corp. Custod. / Crata Patria.D. XVII. M. Aug. An. MDCCCXXXIV;
слева: Кульм. /Лейпциг; справа: Ф.Шампенуаз. /Париж”;
над аркой: Повелением Александра Перваго;
на пилоне слева от арки: Полки / Императорской Гвардии / Конница: / Кавалергардский. / Конный. / Кирасирский. / Конная артиллерия;
на пилоне справа от арки: Полки / Императорской Гвардии / Конница: / Драгунский. / Гусарский. / Уланский. / Козачий;
на аттике северной стороны в центре повторена надпись южной стороны; слева:Бородино. / Тарутино; справа: М:Ярославец. / Красное;
на пилоне слева от арки: Полки / Императорской Гвардии / Пехота: / Преображенский. / Семеновский. / Измайловский. / Егерский / Артиллерийская бригада;
на пилоне справа от арки: Полки / Императорской Гвардии / Пехота: / Литовский. / Гренадерский. / Павловский. /Финляндский. /Морской экипаж;
на арке с внутренней стороны слева: Сооружены значительным денежным соучастием; справа: Командовавшаго Гвардейским Корпусом Генерала Ф.Уварова;
на торце слева: Начаты / 26 авг. 1827 го;
справа: Открыты / 17 авг. 1834 го.
Для встречи российской гвардии, возвращавшейся из Парижа после победоносного завершения военной кампании 1813—1814 гг., решено соорудить триумфальную арку у въезда в столицу. Деревянные триумфальные ворота, представляющие собой по замыслу архитектора Д. Кваренги вариацию на тему арки Тита в Риме, были поставлены на Петергофской дороге (несколько севернее городской заставы). Скульптурный декор ворот из гипса выполнен по моделям И.И. Теребенева. Сооружение было завершено к 30 июля 1814 г. Исполненные из недолговечных материалов, триумфальные ворота довольно скоро начали ветшать. По инициативе петербургского дворянства решено выполнить ворота в постоянном материале. Император Александр I распорядился для сооружения ворот использовать 400 тысяч рублей, завещанных генералом Ф. П. Уваровым на памятник в честь Гвардейского корпуса.
Первоначально предполагалось повторить проект Д. Кваренги на месте старых городских ворот, лишь увеличив ширину пролета. Но в 1827 г. архитектор В. П.Стасов создает новый проект, существенно отличающийся от арки Кваренги как по размерам и пропорциям, так и характеру монументально-декоративного оформления.
Однопролетная 12-колонная арка увенчана Колесницей Победы с шестеркой коней (скульпторы П. К. Клодт, С. С. Пименов). На аттике ворот — 8 крылатых Гениев Славы и Победы (скульпторы М. Г. Крылов, Н. А. Токарев), у подножия пилонов — 4 изваяния русских витязей (скульпторы С.С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский).
Торжественная закладка памятника состоялась 17 августа 1827 г. в годовщину Бородинской битвы. Длительное время обсуждался вопрос, в каком материале создавать триумфальные ворота. 21 мая 1830 г. утверждено предложение В. П. Стасова о сооружении их из кирпича с облицовкой медными листами и установкой на гранитном цоколе. Скульптурный декор выполнен из листовой меди.
В 1879—1881 гг. проводилась реставрация медного покрытия ворот, скульптуры, окон, дверей, внутренних помещений. В 1888 г. внутренние помещения в аттике были приспособлены для размещения архива, сгоревшего в 1918 г.
В 1987 г. после капитальной реставрации в помещении аттика Государственным музеем городской скульптуры была открыта музейная экспозиция «Нарвские Триумфальные ворота».
Общая высота ворот — 31 м, ширина ворот — 22 м, ширина торцевой стороны ворот — 7 м, диаметр колонн — 1,4 м, высота колесницы со статуей Победы — 7,6 м, высота статуи Победы — 5,1 м, высота коней — 4,5 м, высота воинов — 4,1 м, высота постаментов под фигурами воинов — 1,45 м.
Источник