Наименование
ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
Текст
Собираясь под старость удалиться в монастырь, Императрица Елизавета Петровна повелела на месте Смольного двора на Неве, вблизи которого стоял ее загородный дворец, выстроить Воскресенский женский монастырь. Он был заложен 30 октября 1748 по проекту Б. Растрелли архиепископом Феодосием при участии причтов всех приходских церквей столицы.
В 1757 монастырский собор был уже построен, но возведение самой обители из-за Семилетней войны затянулось. Тем не менее в 1764 в нее были назначены игуменья и штат. Впрочем, монахини (числом пять) пользовались не собором (см. собор ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО всех учебных заведений, Смольный), оконченным лишь в XIX веке, а сперва небольшой церковью св. Екатерины в башне (см. церкви вмц. ЕКАТЕРИНЫ и правв. ЗАХАРИИ и ЕЛИЗАВЕТЫ при Вдовьем доме), затем – деревянной прп. Марии Магдалины (см. упраздненные церкви мчч. АДРИАНА и НАТАЛИИ и равноап. МАРИИ МАГДАЛИНЫ в Воскресенском Новодевичьем монастыре). К 1822 в монастыре не осталось ни одной монахини, и он практически прекратил свое существование.
14 марта 1845 Николай I подписал указ о возобновлении первоклассного монастыря, который поначалу разместился в бывшем доме упраздненной Греко-униатской Духовной коллегии, и пользовался нижним храмом Благовещенской церкви на Васильевском острове (см. приходскую церковь БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ). Это место не устраивало монахинь, и вскоре им из казны был отведен большой лесистый участок у Московских триумфальных ворот, где 3 ноября 1849 митрополит Никанор заложил обитель в присутствии Государя и чтимой Казанской иконы.
Автором комплекса, в который входило и кладбище, был Н. Е. Ефимов, его помощником – К. И. Реймерс. После смерти архитектора в 1851 строительством руководил Л. Л. Бонштедт, позже – Н. А. Сычев. Первый крупный взнос на новый монастырь внесла гр. А. А. Орлова-Чесменская, подарившая 10 тыс. руб. серебром; много содействовали делу первая игуменья монастыря Феофания (Александра Сергеевна Готовцева) и вел. кн. Ольга Николаевна, вюртембергская королева. Из казны ежегодно выдавалось на постройку 25 тыс. руб. В 1854 монастырь переехал с Васильевского острова в отстроенные жилые корпуса.
До революции в монастыре днйствовали храмы: ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ, БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВАТОПЕДСКОЙ (Афонской), ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ, БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ" (кладбищенская), прор. ИЛИИ (кладбищенская), прп. ИСИДОРА ПЕЛУСИОТА.
Перед революцией в монастыре жило 77 монахинь и 66 послушниц во главе с игуменьей Феофанией (Рентель); он обладал капиталом в 1,5 млн руб., половина которого шла на содержание обители и благотворительную деятельность.
При монастыре действовали иконописная, золотошвейная, чеканная, швейная и ковровая мастерские, пользовавшиеся общерусской известностью, возведенная в 1900-1901 больница, детский приют, школа, небольшая богадельня для сестер. Славились в городе также квасоварня и хор обители под руководством С. А. Смирнова.
Несколько раз в году - в день основания монастыря, Всех святых, Казанскую и Успенье - по обители и вокруг нее устраивался крестный ход. На северо-западном углу монастырской ограды стояла большая шатровая часовня.
В 1884 для монастыря в дер. Ваулино Царскосельского уезда был устроен Мариинский скит с деревянным храмом, который затем положил начало самостоятельной обители.
Монастырское кладбище, богатое и известное в Петербурге, занимало территорию около десяти гектаров, и его любило родовитое дворянство и именитое купечество, поэтому здесь было много прекрасных памятников с неугасимыми лампадами, за которыми следили особые сестры.
На нем были похоронены известные русские поэты, художники и композиторы: Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, М. А. Врубель, А. Н. Майков, Э. Ф. Направник, А. Я. Головин. Кладбище было для обители главным источником дохода.
Монастырь был закрыт в 1918, но в конце следующего года сестры создали трудовую общину и приход, который продержался до февраля 1932 и мог пользоваться собором. В феврале 1932 все здоровые монахини были арестованы, а больные помещены под замок в отдельной комнате, где они постепенно умерли. Игуменья Феофания была арестована весной 1935 и выслана в Уфу.
Во время хрущевских гонений городские власти захотели взорвать Казанскую церковь и для этого сделали в стенах шурфы, но замысел свой, слава Богу, не довели до конца. В сохранившихся зданиях без куполов и шатров после войны разместился Научно-исследовательский институт электромашиностроения. 28 ноября 1995 монастырь был восстановлен, а 4 июля 2001 ему возвращен весь комплекс, включая Свято-Владимирскую школу (см. церковь ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе).
Архивные источники
РГИА. Ф. 200. Оп. 1. Д. 717; Ф. 207. Оп. 17. Д. 75; Ф. 217. Оп. 2. Д. 208; Ф. 218. Оп. 3. Д. 721, 821, 1103; Ф. 398. Оп. 82. Д. 276; Ф. 446. Оп. 19. Д. 2, 3; Ф. 796. Оп. 164. Д. 186; Ф. 797. Оп. 16. Д. 38530; Оп. 18. Д. 42082; .оп. 22. Д. 34; Оп. 23 (3 отд. 2 ст). Д. 16; Оп. 24 (3 отд. 2 ст.). Д. 27; Оп. 26. Д. 36; Оп. 27. Д. 27; Оп. 53 (3 отд. 3 ст.). Д. 27; Ф. 799. Оп. 2. Д. 105; Оп. 26. Д. 26, 1743; Ф. 835. Оп. 1. Д. 668; Ф. 1287. Оп. 29. Д. 886; Ф. 1293. Оп. 116. Д. 104; Ф. 1363. Оп. 6. Д. 974.
ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 856, 870, 872, 961, 996, 983, 1024, 1036, 1042, 1055, 1072, 1076; Ф. 19. Оп. 46. Д. 33-38; Ф. 513. Оп. 102. Д. 788.
Литературные источники
Снессорева С. И. С.-Петербургский Воскресенский... монастырь. СПб., 1887.
ИСС. 1883. Т. 7. С. 421-428.
Денисов. С. 749.
ЛМХ. Вып. 1. С. 49-59.
ИК. С. 376-401.
НА. 1993. Вып. I. С. 350-386.
ПИКП. 1994. С. 50-60.
Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 124-130.
Серепенина, Шкаровский. 1996. С. 24-35.
Соколова Л. Никто молитвы не отнимет. СПб., 2000.
Периодика
Живописная русская библиотека. 1856. № 34. С. 265-267.
ВПГ. 1887. № 221; 1888. № 232; 1907. № 227; 1908. № 124.
ПЛ. 1888. № 137, 263, 270; 1902. № 318.
ПрЦВ. 1892. № 30. С. 1055; 1896. № 12-13. С. 451-458.
ЛПр. 1929. № 139.
СПбВ. 1993. 22 мая.
СПбЕВ. 1996. Вып. 15. С. 81; 1997. Вып. 17. С. 16.
ЦВ. 2001. № 10. С. 18.
В 1757 монастырский собор был уже построен, но возведение самой обители из-за Семилетней войны затянулось. Тем не менее в 1764 в нее были назначены игуменья и штат. Впрочем, монахини (числом пять) пользовались не собором (см. собор ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО всех учебных заведений, Смольный), оконченным лишь в XIX веке, а сперва небольшой церковью св. Екатерины в башне (см. церкви вмц. ЕКАТЕРИНЫ и правв. ЗАХАРИИ и ЕЛИЗАВЕТЫ при Вдовьем доме), затем – деревянной прп. Марии Магдалины (см. упраздненные церкви мчч. АДРИАНА и НАТАЛИИ и равноап. МАРИИ МАГДАЛИНЫ в Воскресенском Новодевичьем монастыре). К 1822 в монастыре не осталось ни одной монахини, и он практически прекратил свое существование.
14 марта 1845 Николай I подписал указ о возобновлении первоклассного монастыря, который поначалу разместился в бывшем доме упраздненной Греко-униатской Духовной коллегии, и пользовался нижним храмом Благовещенской церкви на Васильевском острове (см. приходскую церковь БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ). Это место не устраивало монахинь, и вскоре им из казны был отведен большой лесистый участок у Московских триумфальных ворот, где 3 ноября 1849 митрополит Никанор заложил обитель в присутствии Государя и чтимой Казанской иконы.
Автором комплекса, в который входило и кладбище, был Н. Е. Ефимов, его помощником – К. И. Реймерс. После смерти архитектора в 1851 строительством руководил Л. Л. Бонштедт, позже – Н. А. Сычев. Первый крупный взнос на новый монастырь внесла гр. А. А. Орлова-Чесменская, подарившая 10 тыс. руб. серебром; много содействовали делу первая игуменья монастыря Феофания (Александра Сергеевна Готовцева) и вел. кн. Ольга Николаевна, вюртембергская королева. Из казны ежегодно выдавалось на постройку 25 тыс. руб. В 1854 монастырь переехал с Васильевского острова в отстроенные жилые корпуса.
До революции в монастыре днйствовали храмы: ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ, БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВАТОПЕДСКОЙ (Афонской), ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ, БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ" (кладбищенская), прор. ИЛИИ (кладбищенская), прп. ИСИДОРА ПЕЛУСИОТА.
Перед революцией в монастыре жило 77 монахинь и 66 послушниц во главе с игуменьей Феофанией (Рентель); он обладал капиталом в 1,5 млн руб., половина которого шла на содержание обители и благотворительную деятельность.
При монастыре действовали иконописная, золотошвейная, чеканная, швейная и ковровая мастерские, пользовавшиеся общерусской известностью, возведенная в 1900-1901 больница, детский приют, школа, небольшая богадельня для сестер. Славились в городе также квасоварня и хор обители под руководством С. А. Смирнова.
Несколько раз в году - в день основания монастыря, Всех святых, Казанскую и Успенье - по обители и вокруг нее устраивался крестный ход. На северо-западном углу монастырской ограды стояла большая шатровая часовня.
В 1884 для монастыря в дер. Ваулино Царскосельского уезда был устроен Мариинский скит с деревянным храмом, который затем положил начало самостоятельной обители.
Монастырское кладбище, богатое и известное в Петербурге, занимало территорию около десяти гектаров, и его любило родовитое дворянство и именитое купечество, поэтому здесь было много прекрасных памятников с неугасимыми лампадами, за которыми следили особые сестры.
На нем были похоронены известные русские поэты, художники и композиторы: Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, М. А. Врубель, А. Н. Майков, Э. Ф. Направник, А. Я. Головин. Кладбище было для обители главным источником дохода.
Монастырь был закрыт в 1918, но в конце следующего года сестры создали трудовую общину и приход, который продержался до февраля 1932 и мог пользоваться собором. В феврале 1932 все здоровые монахини были арестованы, а больные помещены под замок в отдельной комнате, где они постепенно умерли. Игуменья Феофания была арестована весной 1935 и выслана в Уфу.
Во время хрущевских гонений городские власти захотели взорвать Казанскую церковь и для этого сделали в стенах шурфы, но замысел свой, слава Богу, не довели до конца. В сохранившихся зданиях без куполов и шатров после войны разместился Научно-исследовательский институт электромашиностроения. 28 ноября 1995 монастырь был восстановлен, а 4 июля 2001 ему возвращен весь комплекс, включая Свято-Владимирскую школу (см. церковь ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе).
Архивные источники
РГИА. Ф. 200. Оп. 1. Д. 717; Ф. 207. Оп. 17. Д. 75; Ф. 217. Оп. 2. Д. 208; Ф. 218. Оп. 3. Д. 721, 821, 1103; Ф. 398. Оп. 82. Д. 276; Ф. 446. Оп. 19. Д. 2, 3; Ф. 796. Оп. 164. Д. 186; Ф. 797. Оп. 16. Д. 38530; Оп. 18. Д. 42082; .оп. 22. Д. 34; Оп. 23 (3 отд. 2 ст). Д. 16; Оп. 24 (3 отд. 2 ст.). Д. 27; Оп. 26. Д. 36; Оп. 27. Д. 27; Оп. 53 (3 отд. 3 ст.). Д. 27; Ф. 799. Оп. 2. Д. 105; Оп. 26. Д. 26, 1743; Ф. 835. Оп. 1. Д. 668; Ф. 1287. Оп. 29. Д. 886; Ф. 1293. Оп. 116. Д. 104; Ф. 1363. Оп. 6. Д. 974.
ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 856, 870, 872, 961, 996, 983, 1024, 1036, 1042, 1055, 1072, 1076; Ф. 19. Оп. 46. Д. 33-38; Ф. 513. Оп. 102. Д. 788.
Литературные источники
Снессорева С. И. С.-Петербургский Воскресенский... монастырь. СПб., 1887.
ИСС. 1883. Т. 7. С. 421-428.
Денисов. С. 749.
ЛМХ. Вып. 1. С. 49-59.
ИК. С. 376-401.
НА. 1993. Вып. I. С. 350-386.
ПИКП. 1994. С. 50-60.
Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 124-130.
Серепенина, Шкаровский. 1996. С. 24-35.
Соколова Л. Никто молитвы не отнимет. СПб., 2000.
Периодика
Живописная русская библиотека. 1856. № 34. С. 265-267.
ВПГ. 1887. № 221; 1888. № 232; 1907. № 227; 1908. № 124.
ПЛ. 1888. № 137, 263, 270; 1902. № 318.
ПрЦВ. 1892. № 30. С. 1055; 1896. № 12-13. С. 451-458.
ЛПр. 1929. № 139.
СПбВ. 1993. 22 мая.
СПбЕВ. 1996. Вып. 15. С. 81; 1997. Вып. 17. С. 16.
ЦВ. 2001. № 10. С. 18.
Источник