Наименование
Московский просп.
Текст
МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (в 1918-50 Международный просп., в 1950-56 просп. им. Сталина, в честь И. В. Сталина), от Сенной пл. до пл. Победы, одна из гл. магистралей СПб., соединяет его центр. и южные р-ны, начало дороги на Москву. Дл. ок. 10 км, совпадает с линией Пулковского меридиана. Проложен в 1-й четв. 18 в. к Саарской мызе (Царское Село), с 1739 участок до р. Фонтанки наз. Сарской проспективой, с 1770-х гг. до 1878 - Обуховским просп. (по одноим. мосту). Участок от Фонтанки до Московских ворот с 1-й пол. 18 в. до 1878 наз. Сарской дорогой или Царскосельской перспективой. В 1878-1918 оба участка именовались Забалканским просп. (в честь победы в рус.-тур. войне 1877-78). На М. п. сохранились мраморные верстовые столбы (1770-е гг.). Отрезок М. п. до Обводного кан. застроен в осн. в 19 в.: д. 7 (1838, арх. А. М. Болотов), д. 8 (1-я пол. 19 в., перестроен в 1840-х гг. и в 1870), д. 9 - Путей сообщения университет, д. 17 - быв. Константиновское воен. уч-ще (сер. 18 в., перестроен в 19 - нач. 20 вв.; ныне Кадетский ракетно-арт. корпус), д. 19 - быв. Палата мер и весов (ныне Ин-т метрологии им. Д. И. Менделеева), д. 26 - Технологический институт (1829-31, 1890-е гг.), д. 33 - быв. дом Вольного экономического общества (1804-06, перестроен в 1836-44, ныне филиал Рос. нац. б-ки; во флигеле - "Дом Плеханова"), д. 29 - быв. Строит. уч-ще (ныне Архитектурно-строительный университет). В 1934-38 возведен Фрунзенский универмаг (д. 60/129, арх. Е. И. Катонин и др.). В 1950-х гг. благоустроен сад "Олимпия", в 1955 возведен д. 26 Управления метрополитена со ст. метро "Технологический ин-т" (арх. А. К. Андреев, А. Соколов). За Обводным кан. - д. 65 (1823-26, арх. И. И. Шарлемань, быв. Скотопригонный двор, ныне молочный комбинат № 1 АО "Петмол"), комплекс жен. Новодевичьего монастыря (д. 100), при к-ром в 1849 открыто Новодевичье кладбище. За Московскими триумфальными воротами - быв. рабочая окраина Московская застава: д. 111 - ф-ка "Скороход", д. 115 - быв. вагоностроит. з-д Речкина (Ф. Ретшке), ныне "Вагонмаш", д. 139 и 158 - быв. з-д "Сименс-Шуккерт" (ныне "Электросила"). В 1920-30-х гг. началась коренная реконструкция магистрали. В 1925-26 построено Пожарное депо (д. 116, арх. Д. П. Бурышкин), в 1930-31 - ДК им. В. В. Капранова (д. 97, арх. М. С Райзман), в 1930-31 - ДК им. Ильича (д. 152, арх. Н. Ф. Демков), в 1930-35 - здание Моск. райсовета (д. 129, арх. И. И. Фомин и др.), в 1936-41 - т. н. Дом Советов (арх. Н. А. Троцкий и др.), в 1934-41 - жил. комплекс (д. 79, арх. А. М. Арнольд, Л. А. Ильин, достроен в 1951), в 1937-39 - дом Союзпушнины (ныне Дворец пушнины, д. 98, арх. Д. Ф. Фридман). В годы блокады 1941-44 передний край обороны Л. проходил близ М. п. В 1945 в р-не М. п. заложен Московский парк Победы, в 1950-х гг. сформировался ансамбль Московской площади. В 1975 на пл. Победы открыт Героическим защитникам Ленинграда монумент. В 1998 сданы в эксплуатацию залы нового здания Рос. нац. б-ки (д. 165, рук. проекта арх. В. Н. Щербин). На М. п. - ст. метро "Технологический институт" (1955), "Фрунзенская", "Московские ворота", "Электросила", "Парк Победы" (все 1961), "Московская" (1969).
Лит.: Яковченко Р. Н. Московский проспект. Л., 1986.
Г. Ю. Никитенко.
Лит.: Яковченко Р. Н. Московский проспект. Л., 1986.
Г. Ю. Никитенко.
Адреса
Адрес
Адрес
Адрес
Предметные ссылки
Имя предмета
Имя предмета
Имя предмета
Имя предмета
Имя предмета
Имя предмета
Имя предмета
Имя предмета
Источник
Энциклопедический словарь Петербурга