Грибоедова канал (вид с Пикалова моста)Грибоедова канал (февраль 2008 г.)
Наименование
ГРИБОЕДОВА КАНАЛ
 
Текст
ГРИБОЕДОВА КАНАЛ (в 1766-1923 – Екатерининский канал). Длина – 5,0 км, наиб. ширина – 32 м, наиб. глубина – 3,2 м. Средний расход воды – 3,1 куб. м/с. Отличается извилистым, зигзагообразным руслом. Отходит от р. Мойки в районе Конюшенной пл. у Марсова поля, впадает в р. Фонтанку в нижнем ее течении у Мало-Калинкина моста (пересекает Крюков канал). Был сооружен на месте р. Кривуши (она же Глухой проток, Глухая, Черная), которая вытекала из болотистой местности между совр. Конюшенной площадью и пл. Искусств. В 1737 Комиссия о С.-Петербургском строении приняла решение соединить рр. Кривушу и Мойку каналом. В 1739 в ходе работ по осушению местности построен Конюшенный канал между Кривушей и Мойкой (впоследствии участок Г. к.). Строительство канала (в т. ч. работы по расчистке и углублению р. Кривуши, естественные изгибы которой были в основном сохранены) происходило в 1764-90. Работами по проведению канала, устройству набережных и мостов в разные годы занимались А. Н. Вильбуа (первый начальник строительства, разработчик доклада «Об очищении Глухой речки на пользу и украшение столицы»), И. М. Голенищев-Кутузов (автор проекта «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнения», представленном еще имп. Елизавете Петровне), И. Н. Борисов, Ф.-В. Баур. Набережные канала были выложены тесаным камнем, ограждены чугунными решетками. Название получил в честь правящей имп. Екатерины II; 6 октября 1923 присвоено совр. название в честь писателя А.С. Грибоедова, жившего в 1816-18 в д. 104/25 на набережной канала. Первоначально являлся важной транспортной артерией СПб. Летом 1882 по каналу открылось пароходное движение от Марсова поля до Никольского рынка. В 1869 был разработан проект засыпки канала и устройства на его месте проспекта с двумя железно-конными путями и бульваров для прогулок (отвергнут городской думой в 1872). Вторично проект ликвидации канала и устройства нового проспекта с трамвайным движением выдвигался в 1904. В 1954-56 набережные от Мойки до Итальянской ул. облицованы гранитом. Через Г. к. перекинут 21 мост, в т. ч.: Театральный, Новоконюшенный, Итальянский, Казанский, Банковский, Мучной, Каменный, Демидов, Сенной, Кокушкин, Вознесенский, Подьяческий, Львиный, Харламов, Ново-Никольский, Красногвардейский, Пикалов, Могилевский, Аларчин, Коломенский, Мало-Калинкин. Для набережных Г. к. характерно чередование открытых и озелененных (напр., у Банковского и Львиного мостов) пространств.
Лит.: Кудашев Б. М. По каналу Грибоедова: Путеводитель. СПб., 1997; Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. М.; СПб., 2006.
А. Ю. Чистяков
 

Библиография

Источник библиографии
По каналу Грибоедова: Путеводитель. СПб.
 
Является сочинением
Источник библиографии
Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. М.; СПб., 2006.
 
Является сочинением

Предметные ссылки

Имя предмета
Аларчин мост
 
Имя предмета
Банковский мост
 
Имя предмета
Вознесенский мост
 
Имя предмета
Демидов мост
 
Имя предмета
Итальянский мост
 
Имя предмета
Казанский мост
 
Имя предмета
Калинкины мосты
 
Имя предмета
Каменный мост
 
Имя предмета
Кокушкин мост
 
Имя предмета
Комиссия о Санкт-Петербургском строении
 
Имя предмета
Конюшенные мосты
 
Имя предмета
Львиный мост
 
Имя предмета
Никольские мосты
 
Имя предмета
Пикалов мост
 
Имя предмета
Сенной мост
 
Имя предмета
Театральный мост
 
Имя предмета
Харламов мост
 
Источник

Упоминается в статьях