Площадь Победы и Московский проспект.Жилой дом. Фото 2001
Наименование
Московский просп.
 
Текст
МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (в 1918-50 Международный просп., в 1950-56 просп. им. Сталина, в честь И. В. Сталина), от Сенной пл. до пл. Победы, одна из гл. магистралей СПб., соединяет его центр. и южные р-ны, начало дороги на Москву. Дл. ок. 10 км, совпадает с линией Пулковского меридиана. Проложен в 1-й четв. 18 в. к Саарской мызе (Царское Село), с 1739 участок до р. Фонтанки наз. Сарской проспективой, с 1770-х гг. до 1878 - Обуховским просп. (по одноим. мосту). Участок от Фонтанки до Московских ворот с 1-й пол. 18 в. до 1878 наз. Сарской дорогой или Царскосельской перспективой. В 1878-1918 оба участка именовались Забалканским просп. (в честь победы в рус.-тур. войне 1877-78). На М. п. сохранились мраморные верстовые столбы (1770-е гг.). Отрезок М. п. до Обводного кан. застроен в осн. в 19 в.: д. 7 (1838, арх. А. М. Болотов), д. 8 (1-я пол. 19 в., перестроен в 1840-х гг. и в 1870), д. 9 - Путей сообщения университет, д. 17 - быв. Константиновское воен. уч-ще (сер. 18 в., перестроен в 19 - нач. 20 вв.; ныне Кадетский ракетно-арт. корпус), д. 19 - быв. Палата мер и весов (ныне Ин-т метрологии им. Д. И. Менделеева), д. 26 - Технологический институт (1829-31, 1890-е гг.), д. 33 - быв. дом Вольного экономического общества (1804-06, перестроен в 1836-44, ныне филиал Рос. нац. б-ки; во флигеле - "Дом Плеханова"), д. 29 - быв. Строит. уч-ще (ныне Архитектурно-строительный университет). В 1934-38 возведен Фрунзенский универмаг (д. 60/129, арх. Е. И. Катонин и др.). В 1950-х гг. благоустроен сад "Олимпия", в 1955 возведен д. 26 Управления метрополитена со ст. метро "Технологический ин-т" (арх. А. К. Андреев, А. Соколов). За Обводным кан. - д. 65 (1823-26, арх. И. И. Шарлемань, быв. Скотопригонный двор, ныне молочный комбинат № 1 АО "Петмол"), комплекс жен. Новодевичьего монастыря (д. 100), при к-ром в 1849 открыто Новодевичье кладбище. За Московскими триумфальными воротами - быв. рабочая окраина Московская застава: д. 111 - ф-ка "Скороход", д. 115 - быв. вагоностроит. з-д Речкина (Ф. Ретшке), ныне "Вагонмаш", д. 139 и 158 - быв. з-д "Сименс-Шуккерт" (ныне "Электросила"). В 1920-30-х гг. началась коренная реконструкция магистрали. В 1925-26 построено Пожарное депо (д. 116, арх. Д. П. Бурышкин), в 1930-31 - ДК им. В. В. Капранова (д. 97, арх. М. С Райзман), в 1930-31 - ДК им. Ильича (д. 152, арх. Н. Ф. Демков), в 1930-35 - здание Моск. райсовета (д. 129, арх. И. И. Фомин и др.), в 1936-41 - т. н. Дом Советов (арх. Н. А. Троцкий и др.), в 1934-41 - жил. комплекс (д. 79, арх. А. М. Арнольд, Л. А. Ильин, достроен в 1951), в 1937-39 - дом Союзпушнины (ныне Дворец пушнины, д. 98, арх. Д. Ф. Фридман). В годы блокады 1941-44 передний край обороны Л. проходил близ М. п. В 1945 в р-не М. п. заложен Московский парк Победы, в 1950-х гг. сформировался ансамбль Московской площади. В 1975 на пл. Победы открыт Героическим защитникам Ленинграда монумент. В 1998 сданы в эксплуатацию залы нового здания Рос. нац. б-ки (д. 165, рук. проекта арх. В. Н. Щербин). На М. п. - ст. метро "Технологический институт" (1955), "Фрунзенская", "Московские ворота", "Электросила", "Парк Победы" (все 1961), "Московская" (1969).

Лит.: Яковченко Р. Н. Московский проспект. Л., 1986.

Г. Ю. Никитенко.
 

Библиография

Является сочинением
Источник
Энциклопедический словарь Петербурга