Наименование
КАНАЛЫ
Рубрики
Рубрика
Текст
КАНАЛЫ. Искусственные водотоки, строившиеся в СПб. для дренирования (осушения) низменных и заболоченных почв, транспортных нужд, водоснабжения прилегающих частей города. В XVIII в. строительство К. рассматривали и как средство противодействия наводнениям. К. появились в СПб в первые годы его существования. По плану Петра I СПб. должен был иметь развитую сеть К., представляя собой подобие Амстердама и Венеции. В заложенной на Заячьем о-ве в 1703 Петропавловской крепости были прорыты три К., делившие остров на 4 части (в кон. XIX в. засыпаны). Среди К., построенных в первой четв. XVIII в. в центральной части СПб., частично или полностью сохранились Адмиралтейский (прорыт в 1711-20, в 1922-91 назывался канал Круштейна), Ново-Адмиралтейский (1717-20), Лебяжий (Лебяжья канавка, 1711-19), Зимняя канавка (1718-19), Шкиперский (1720-е), Крюков (1719-20). Также сохранилась часть Лиговского канала. Некоторые существовавшие в прошлом К. в ходе развития СПб. засыпаны. К. появлялись и в загородных резиденциях для обеспечения прохода судов непосредственно к дворцовым постройкам. Предположительно первым был канал в резиденции А. Д. Меншикова в Ораниенбауме, построенный не позже 1710. В 1714-16 прорыт Большой канал в Петергофе, входящий в водную систему Петергофского парка (см. Петергофская фонтанная система). Среди построенных во второй половине XVIII – XIX в. К. наиболее протяженными являются Обводный и Грибоедова. Транспортное значение К. сокращалось по мере увеличения осадки судов. Для обеспечения прохода паровых судов в 1874-85 от устья Невы до Кронштадта был прорыт Морской канал длиной 29,6 км, ширина 85-120 м, современная глубина – 12,5 м (реконструирован в 1960-80-е). В восточной части его берега на значительном протяжении защищены каменно-земляными дамбами. Строительство К. велось и в XX в., например: Гребной (на Крестовском о-ве, проект 1938 г., прорыт в 1958-60, используется для соревнований и спортивных тренировок), Волковский (кон. 1960-х, для дренирования территории р-на новостроек Купчино), Дудергофский (1970-е, прорыт при устройстве Южно-Приморского парка), Новый (кон. XX в., в составе Морского торгового порта). Большинство К. имеют благоустроенные набережные. Полный перечень К. см. в статье Водоемы.
Лит.: Исаченко Г. А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 267-307; Санкт-Петербург: По рекам и каналам: [Альбом] / Авт.-сост. Г.Г. Бунатян. СПб., 1998; Исаченко В. Г. По малым рекам и каналам С.-Петербурга. СПб., 2001.
А. Ю. Чистяков
Лит.: Исаченко Г. А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 267-307; Санкт-Петербург: По рекам и каналам: [Альбом] / Авт.-сост. Г.Г. Бунатян. СПб., 1998; Исаченко В. Г. По малым рекам и каналам С.-Петербурга. СПб., 2001.
А. Ю. Чистяков
Адреса
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Библиография
Источник библиографии
"Окно в Европу": История и ландшафты. СПб., С. 267 - 307
Является сочинением
Источник библиографии
Санкт-Петербург: По рекам и каналам: [Альбом] / Авт.-сост. Г.Г. Бунатян. СПб., 1998
Является сочинением
Источник библиографии
По малым рекам и каналам Санкт-Петербурга. СПб.
Является сочинением
Предметные ссылки
Имя предмета
Имя предмета
Имя предмета
Имя предмета
Источник