Мариинский театр.Сцена из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Садко".Мариинский театр. Фото 1860-хЗрительный зал Мариинского театра.Мариинский театр. Сцена из оперы "Пиковая дама" П. И. Чайковского.
Наименование
Мариинский театр
 
Текст
МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, гос. академич. театр оперы и балета (Театральная пл. 1), ведет свою историю от созданной в 1783 придворной рус. труппы "не для одних комедий и трагедий, но и для оперы". К этому времени придворному ведомству принадлежали итал. опера, франц. оперно-драм. труппа, балет и 2 оркестра. Артисты выступали в Малом (Деревянном) театре "на Царицыном лугу" (1783-96), в большом (Каменном) театре (1783, арх. А. Ринальди, заново отстроен в 1836, арх. А. К. Кавос; на Карусельной, ныне Театральной пл.), в Эрмитажном театре (1783-96), в Театре-цирке (1849, арх. Кавос), в 1860 перестроенном в Мариинский театр (арх. Кавос). В 1919 театр получил звание академического, с 1920 Гос. академич. театр оперы и балета (ГАТОБ), с 1935 им. С. М. Кирова. В сезоне 1991/92 возвращено назв. Мариинский. Здание театра перестраивалось в 1883-96 и в 1968-70. Творч. коллектив М. т. включает оперную труппу (солисты, хор, миманс), балет и 2 оркестра. Театру принадлежит уникальная нотная б-ка, собиравшаяся с сер. 18 в. В 18 в. деления Рус. придворной труппы на оперу и драму не существовало. Поющие артисты (Я. С. и А. И. Воробьевы, А. М. Крутицкий, С. И. и Е. С. Сандуновы и др.) выступали в комич. операх с разговорными диалогами. В репертуаре были итал. и франц. сочинения, переведенные на рус. яз., и собственно рус. оперы петерб. комп. В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина, В. Мартин-и-Солера. В 1803 рус. оперная труппа отделилась от драматической. При капельмейстере К. А. Кавосе (1806-40) сформировалось новое поколение рус. оперных артистов (О. А. Петров и А. Я. Петрова-Воробьева, В. М. и С. В. Самойловы, Е. А. Семенова и др.), их силами осуществлены пост. опер М. И. Глинки "Жизнь за царя" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842), ставшие фундаментом рус. оперной классики. В 1846-50 труппа переведена в Москву, в 1851 регулярные спектакли в СПб. возобновились. В 1856 состоялась премьера оперы А. С. Даргомыжского "Русалка". С 1860 М. т. стал центром нац. оперного иск-ва. Здесь состоялись премьеры классич. произведений Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Важными для истории отеч. иск-ва стали пост. оперы Р. Вагнера "Кольцо нибелунга" (1900-05), опер Дж. Верди, Р. Штрауса. В труппе пели артисты, оставшиеся в истории рус. и мирового театра: И. А. Алчевский, И. В. Ершов, Н. И. Забела-Врубель, В. И. Касторский, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравина, Ю. Ф. Платонова, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, М. И. и Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин. В послерев. историю театра вошли постановки опер А. Берга ("Воццек", 1928) и С. С. Прокофьева ("Любовь к трем апельсинам", 1926). В 1976-88 гл. дирижер и худож. рук. театра - Ю. Х. Темирканов. Лучшие постановки: оперы "Петр I" (1975) А. П. Петрова, "Война и мир" (1977) Прокофьева, "Мертвые души" (1978) Р. К. Щедрина, "Борис Годунов" (1896) Мусоргского. Выдающиеся певцы сов. эпохи: И. П. Богачева, Г. А. Ковалева, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, Л. П. Филатова, Б. И. Штоколов. Муз. частью оперы руководили К. Н. Лядов (1860-69), Э. Ф. Направник (1869-1916), В. А. Дранишников (1925-32), А. М. Пазовский (1936-43), Б. Э. Хайкин. Ставили спектакли - О. О. Палечек, В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов, Э. И. Каплан. С 1988 гл. дирижер, с 1996 худож. рук. и дир. театра - В.А. Гергиев. Среди солистов - О. В. Бородина, В. Галузин, Н. Г. Путилин, Л. И. Дядькова, А. Нетребко, Л. А. Шевченко, А. А. Стеблянко, Г. И. Беззубенков, С. Н. Алексашкин, К. И. Плужников, Н. П. Охотников. Лучшие спектакли последних лет - "Игрок" и "Огненный ангел" (1992), "Семен Котко" (1999) Прокофьева; "Парсифаль" (1998) и "Кольцо нибелунга" (1998-2002) Вагнера; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (2001). При М. т. в 1998 образована Академия молодых певцов (худож. рук. Л. А. Гергиева). С 1993 проводится междунар. фестиваль иск-в "Звезды белых ночей". Придворный балет сформировался раньше рус. оперы, в результате учреждение Танц. школы (см. Академия русского балета). В 1741 ее выпускники вместе с итал. и франц. артистами составили придворную балетную труппу. До 1917 она оставалась смешанной, почти до кон. 19 в. преобладали иностр. балетмейстеры. Вначале балет был частью итал. опер-сериа, потом, практически до кон. 19 в., оперы и балеты соединяли в один вечер. В 18 в. в придворной труппе работали выдающиеся европ. балетмейстеры А. Ринальди, Ф. Гильфердинг, Г. Анджолини; танцевали А. С. Сергеева, В. М. Михайлова, Т. С. Бубликов, С. Обри, Ш. и Г. Ле Пик, Н. П. Берилова и др. В 19 в. стиль придворного балета определяли И. И. Валберх, вел. реформатор Ш. Дидло, отец и дочь Ф. и М. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л.И. Иванов и М. И. Петипа (с 1862 балетм., в 1869-1903 гл. балетм.), в творчестве к-рого балет достиг высочайшего расцвета. В 19 - нач. 20 в. рус. балет прославили Е. И. Колосова, А. И. Истомина, М. Ф. Кшесинская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, О. А. Спесивцева, а также Ф. Эльслер, К. Гризи, К. Брианца, П. Леньяни и др. В нач. 20 в. М. М. Фокин (1905-17) реформировал хореогр. театр; спектакли Рус. балета С. П. Дягилева сделали его достоянием всего мира. Выдающиеся балетмейстеры сов. эпохи Ф. В. Лопухов, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский, Л. В. Якобсон. Перед войной сложился великолепный балетный коллектив: танцевали Е. М. Люком, О. Г. Иордан, Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, Т. М. Вечеслова, А. Я. Шелест, В. М. Чабукиани, К. М. Сергеев. Рубеж 1950-60-х гг. обозначил возвращение от балетной драмы к стихии танца. Направление это олицетворяли Ю. Н. Григорович ("Каменный цветок" Прокофьева, 1957, "Легенда о любви" А. Д. Меликова 1961) и И. Д. Бельский ("Берег надежды" А. П. Петрова, 1959, "Ленинградская симфония" Д. Д. Шостаковича, 1961; гл. балетм. 1973-77). В этот период раскрылись дарования Н. А. Кургапкиной, И. Г. Генслер, А. Е. Осипенко, И. А. Колпаковой, К. И. Федичевой, Г. Т. Комлевой, А. И. Сизовой, Н. Р. Макаровой, А. А. Сапогова, А. В. Гридина, А. И. Грибова, Р. Х. Нуреева, Ю. В. Соловьева, М. Н. Барышникова. В 1951-55 и 1960-70 гл. балетм. К. М. Сергеев, в 1977-90 - О. М. Виноградов. В наст. время в труппе предпочитают приглашенных балетмейстеров. На сцене М. т. в последние годы помимо классики шли балеты Дж. Баланчина, Э. Тюдора, Р. Пти, Дж. Роббинса, К. МакМиллана, Дж. Ноймайера, Х. Ландера, А. Ратманского. В последние годы на сцене выступали А. А. Асылмуратова, М. Г. Куллик, Ю. В. Махалина, У. В. Лопаткина, Д. М. Вишнева, С. Ю. Захарова, И. А. Зеленский, Ф. С. Рузиматов, А. Г. Фадеев и др. Дир. балетной труппы М. Х. Вазиев. С 2001 проводится ежегодный междунар. фестиваль балета "Мариинский". В зрит. зале 1625 мест.

Лит.: Красовская В. М. Русский балетный театр...: [В 4 т.]. Л., 1958-1972; Ее же. Балет Ленинграда: Акад. театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Л., 1961; Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете: Воспоминания и записки балетмейстера. М., 1966; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века: В 3 т. Л., 1969-1973.

Е. В. Третьякова, Г. Н. Добровольская.
 

Библиография

Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Является сочинением
Источник
Энциклопедический словарь Петербурга
 

Упоминается в статьях